Как известно, с 1 января 2018 года введен в действие новый, уже 3 по счёту, Налоговый кодекс Республики Казахстан.
В целом впечатление от нового кодекса положительное — он стал более подробным и понятным, почти всем терминам даны определения для избежания двойного толкования.
В данной публикации я постараюсь описать наиболее важные административные новеллы в части «Камерального контроля» нового Налогового кодекса по сравнению со старым.
— С 2020 года предусмотрено сокращение срока исковой давности с 5 до 3 лет, действующий срок исковой давности в пять лет будет сохранен только для налогоплательщиков, подлежащих мониторингу и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.
Кроме того, срок исковой давности продлевается до исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, направленного и врученного до истечения срока исковой давности, в части выявленных нарушений.
— Расширены понятия исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
Здесь рассмотрим поподробнее:
Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, признается:
1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:
постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени.
Данные нормы внесены с целью уточнения редакции и расширением выявления нарушений по результатам камерального контроля;
представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения.
В предыдущем Налоговом кодексе достаточно было частично устранить нарушение, а после налоговыми органами направлялись уведомления на не устраненную разницу нарушения. Тем самым НП предоставлялась отсрочка по исполнению в 30 рабочих дней;
2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – налогоплательщиком (налоговым агентом) представляются пояснения по выявленным нарушениям в налоговый орган, направивший уведомление.
Кроме того, отдельным пунктом закреплены нормы, где исключены возможности по представлению пояснения по вступившим в законную силу решениям суда по сделкам, признанными недействительными, с налогоплательщиками, чья регистрация (перерегистрация) признана недействительной;
— предусмотрено направление налогоплательщику письменного решения при признании уведомления не исполненным.
Ранее указанные решения направлялись лишь по предоставленным пояснениям, но с введением нового Налогового кодекса решения направляются по представленной налоговой отчетности, по которой фактическое устранение не произведено.
— представление жалобы в вышестоящий орган или в суд приостанавливает сроки исполнения уведомления до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы.
При этом при подаче жалобы в суд по направлению уведомления по сделкам с налогоплательщиками, чья регистрация (перерегистрация) признана недействительной, налогоплательщик вправе доказать фактическое получение товаров, работ и услуг, на основании вступившего в законную силу решения суда.
— пунктом 5 статьи 118 предусмотрена отмена распоряжения о приостановлении расходных операций по банковским счетам за неисполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вручения предписания о назначении внеплановой налоговой проверки, осуществляемой в случае неисполнения налогоплательщиком уведомления или налоговой проверки, охватывающей вопросы и налоговые периоды, указанные в уведомлении.
— пунктом 4 статьи 210 предусмотрены нормы в отказе отзыва представленной налоговой отчетности по уведомлениям об устранении нарушений, выявленных налоговым органом по результатам камерального контроля.
К примеру, налогоплательщиком ранее устранено нарушение, выявленное налоговым органом по результатам камерального контроля, т.е. представлена налоговая отчетность с начислением, однако позже налогоплательщиком могла быть отозвана.
— одним из новшеств также является предусмотренное пунктом 4 статьи 213 дополнение причины отказа в приостановлении представления налоговой отчетности, в случае наличия неисполненных уведомлений, направленных налоговым органом.
В старой редакции данная норма отсутствовала, соответственно налогоплательщик мог приостановить представление налоговой отчетности при наличии не исполненного уведомления.
Измененный Налоговый кодекс, предусматривает ряд смягчений и послаблений для бизнеса. Основная его идеология направлена на защиту интересов, прежде всего добросовестных налогоплательщиков.
Кроме того, в целях противодействия коррупции в органах государственных доходов введена рейтинговая деятельность по представлению пояснения налогоплательщиками в электронном виде с целью минимизации контактов работников с налогоплательщиками и повышения их грамотности.
К примеру, в 2017г. доля электронных пояснений по уведомлениям выявленных по результатам камерального контроля нарушений составила 88%, на сегодняшний день данный показатель составляет уже не менее 95%.
Ерлан Сартаев
Руководитель отдела
Управления камерального контроля
по Карагандинской области
Ассоциация содействия развития частного предпринимательства в Республике Казахстан © 2014-2022 | Все права защищены Сделано в Веб-студии "Aira"