г. Темиртау, проспект Республики 5, офис 10 | тел.: 8 (7213) 98-52-16, 8 (700) 232-43-43, 8 (776) 232-43-43, факс: 8 (7213) 98-50-06

В ноябре 2018 года планируется запуск пилотного проекта по маркировке табачных изделий

Национальная система маркировки и прослеживаемости, по сути, является расширением действующего на текущий момент в РК пилотного проекта маркировки изделий из натурального меха.

27 ноября 2017 года Нацпалата совместно с КГД МФ РК объявили о запуске пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха на территории Казахстана. Проект показал эффективность применения маркировки товаров в борьбе с теневым оборотом товаров. В Казахстан ежегодно ввозилось 12 тысяч изделий из натурального меха, после запуска пилотного проекта было промаркировано около 236 тысяч меховых изделий. Согласно данным КГД МФ РК количество импортеров, оформивших декларацию на товары, выросло в 2 раза.

Цель внедрения маркировки — совершенствование государственного управления, поддержка здоровой конкуренции, защита рынка от нелегальной продукции, сокращение объема теневой экономики и увеличение поступлений налогов в бюджет.

Кроме того, маркировка позволит потребителям получать подробную информацию о приобретаемом товаре и застраховать себя от контрафакта.

«Маркировка товаров необходима как для предпринимателя, так и для потребителя. Основными задачами создания системы маркировки и прослеживаемости товаров является создание равных условий для бизнеса — предупреждение, ограничение и пресечение недобросовестной конкуренции, подтверждение подлинности товаров, пресечение «серого» оборота рынка», — сказал заместитель Руководителя Управления администрирования налога на добавленную стоимость КГД МФ РК Ермек Сыргабаев.

В ноябре 2018 года планируется запуск пилотного проекта по маркировке табачных изделий для отечественного производителя, однако вопрос по срокам маркировки импорта на текущий момент остается открытым, и в данном направлении ведется работа.

Вместе с тем, основным проблемным вопросом государственных органов для внедрения маркировки на сегодняшний день является отсутствие законодательных актов и закрепленных полномочий по маркировке, что не позволяет утвердить перечень товаров, подлежащих маркировке и прослеживаемости, а также даты их введения.

Кроме того, не проведены работы по изучению способов маркировки (для маркировки меховых изделий используется метка RFID, для табачных изделий планируется DataMatrix), а также не определен порядок определения стоимости марок. Вместе с тем, по словам Ермека Сыргабаева, правительство рассматривает вопрос о бесплатной или минимальной стоимости маркировки для социально значимых товаров и недорогих лекарственных средств. Данная инициатива поддерживается Нацпалатой, однако «Атамекен» считает, что бесплатная маркировка социально значимых товаров не должна ложиться бременем на остальных участников рынка, и государство должно взять на себя часть затрат.

Представитель МФ РК отметил, что государство предлагает бизнесу выступить оператором маркировки. Это позволит бизнес-сообществу самостоятельно выбрать поставщика услуг. Для этого будет сформирован реестр и правила организаций-операторов, где координирующим органом будет выступать МФ РК. Оператор — та организация, которая будет разрабатывать систему, принимать заявку и генерировать коды. Наряду с этим планируется создание центров этикетирования и маркировки.

«Центры этикетирования товаров будут помогать предпринимателям проводить маркировку. В примере, при ввозе импортером небольшой партии товаров импортером путем обращения в Центры этикетирования товаров, предприниматель может сократить возможные временные и финансовые издержки» — рассказал Ермек Сыргабаев.

Бизнес в свою очередь интересовало, будут ли изделия с коротким сроком годности, например, яйцо, подвергаться маркировке, и насколько это эффективно.

«Как раз в Минздрав РК и МСХ РК анализируют рынок в части определения заинтересованности бизнеса во внедрении маркировки, по их результатам будут приняты решения по данному вопросу», — ответил Ермек Сыргабаев.

Исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова акцентировала, что маркировка несет большие затраты для бизнеса. Так приобретение оборудования для нанесения маркировки для крупных производителей может колебаться от 1 до 10 млн долларов, это приведет к удорожанию продукции по сравнению с продуктами внешнего рынка. В связи с чем бизнес интересует вопрос субсидий для предпринимателей в рамках маркировки.

«Мы закладываем инструменты, на основании которых возможным будет рассмотреть льготные кредиты, субсидии или лизинги для крупных производителей, которые будут закупать дорогое оборудование», — рассказал Ермек Сыргабаев.

Вместе с тем, Нацпалата отмечает, что у бизнеса на сегодняшний день имеются определенные сомнения касательно эффективности маркировки, а также тот факт, что к маркировке легче приспособится крупному бизнесу, имеющему финансовые возможности для внедрения маркировки, в отличии от малого и среднего бизнеса.

Данный факт может привести к вытеснению с рынка предпринимателей малого и среднего бизнеса и к монополизации рынка крупными игроками. Также вызывает опасение, что вопрос маркировки не проработан с розничной торговлей, где сконцентрировано огромное количество предпринимателей малого бизнеса. Так, индустрия прямых продаж, где сейчас занято около 20 000 индивидуальных предпринимателей, разделяет данное опасение.

Уполномоченным органам необходимо более детально проработать этапы внедрения маркировки во избежание роста значительных финансовых издержек предпринимателей и учесть недоработки, с которыми столкнулись предприниматели при реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха.


Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкі валюталардың ресми бағамдары
Базовые ставки на 2021 г.
  • МРП2 917тенге
  • МЗП42 500 тенге
все новости →

Авторизация

Забыли пароль?

Регистрация

Вход

Генерация пароля

Вход