Исх. №21-05/05-2853 от 15.07.2021
Утвержден
протоколом МВК
по недопущению возникновения
и распространения коронавирусной
инфекции на территории РК
от 7 декабря 2020 г.
(внесены изменения протоколами МВК от 14 декабря 2020 г.,
1 июля 2021 г.)
АЛГОРИТМ действий должностных лиц, по применению мер административного характера при выявлении нарушений требований по соблюдению ограничительных мероприятий, в том числе карантина
Глава 1. Общие положения
- Настоящий Алгоритм определяет порядок действий должностных лиц и иных субъектов по инициированию и применению мер административного характера при выявлении признаков нарушений требований законодательства в части противоэпидемических мер, санитарно-дезинфекционного режима и других требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
- Мониторинговые группы (далее — МГ) создаются местными исполнительными органами на соответствующих административно-территориальных единицах в соответствии с Законом Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» и протоколом заседания Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения COVID-19 на территории Республики Казахстан от 18 мая 2020 года.
В состав МГ входят представители местных исполнительных органов, органов внутренних дел (далее — ОВД), общественность и волонтеры, также другие заинтересованные лица.
Персональный состав МГ публикуется местным исполнительным органом района (города областного значения) на своем интернет-ресурсе до начала рейдовых мероприятий.
Цель МГ — проведение мониторинга соблюдения юридическими и физическими лицами санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических, ограничительных мероприятий по предупреждению возникновения угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Цель территориального подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения на соответствующей территории (далее — СЭС) – предупреждение возникновения угрозы распространения эпидемии.
Местные исполнительные органы (акиматы) – осуществляют общую координацию и контроль за деятельностью групп.
СЭС – осуществляет проведение внеплановых проверок на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, сбор доказательной базы, составление протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях и привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
ОВД – обеспечивают охрану общественного порядка при проведении рейдовых мероприятий, в составе мониторинговой группы выявляют и фиксируют административные правонарушения и передают материалы, свидетельствующие о факте административного правонарушения, в органы СЭС.
Общественность и волонтеры – осуществляют фиксацию нарушений карантинного режима и оказывают помощь в сборе необходимых доказательств, также сообщают о нарушениях карантинных мер посредством мобильной связи или электронной почты в Координационный центр.
Координационный центр (далее — КЦ) – это организация здравоохранения, определенная МИО.
Цель КЦ – прием информации от мониторинговых групп, групп общественного мониторинга и своевременная передача информации (экстренных извещений) в СЭС.
- Общественный мониторинг – мониторинг, осуществляемый МГ, в состав которых входят волонтеры (состав определяется МИО).
- Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
— результат проверки, проведенной в порядке, установленном Предпринимательским кодексом РК.
— иные основания, предусмотренные статьей 802 КоАП.
Глава 2. Порядок взаимодействия МГ с физическими и юридическими лицами
- МГ определяет участок территории, подлежащей мониторингу (перечень объектов либо наименование микрорайонов, улиц) с учетом имеющейся информации (жалобы, публикации в СМИ, данные СЭС об ухудшении эпидситуации на конкретном участке территории/объекте, иные сведения о возможных рисках нарушения карантинных мер), а также нагрузки, без размещения этих данных на ведомственных сайтах, а также иного распространения (в СМИ, соцсетях, мессенджерах, по телефону).
- В ходе рейда МГ осуществляют мониторинг на предмет следующих нарушений:
— несоблюдение требований к ограничению деятельности объекта (режим работы);
— несоблюдение требований на ограничение проведения семейных, памятных мероприятий (банкетов, свадеб, юбилеев, поминок) и иных мероприятий с массовым скоплением людей;
— несоблюдение социального дистанцирования;
— несоблюдение масочного режима;
— превышение лимита численности посетителей.
Глава 3. Порядок взаимодействия СЭС с органами внутренних дел
- В ходе проведения рейдовых мероприятий и патрулирования в случае выявлении признаков нарушений физическими и юридическими лицами ограничительных мероприятий, режима карантина и требований законодательства в части противоэпидемических мер, санитарно-дезинфекционного режима, сотрудники ОВД принимают меры по сбору материала для последующего его направления в органы СЭС в порядке статьи 802 КоАП.
Во всех случаях обнаружения нарушений необходимо обеспечить сбор данных, свидетельствующих о фактах совершения административных правонарушения (собирать добровольные объяснения (пояснения) у правонарушителя, фиксировать факты совершения административных правонарушений с использованием технических средств (фото, видеосъемка).
- При направлении материалов сопроводительным письмом в органы СЭС приобщаются: копия рапорта сотрудника ОВД с изложением сути нарушения, с указанием следующих данных: место совершения правонарушения, ФИО, ИИН, наименование объекта, БИН (предоставляются добровольно правонарушителем либо устанавливаются из информационных систем ОВД), адрес проживания, контактный телефон, добровольные объяснения правонарушителя либо акт об отказе в даче пояснений, фото-, видеоматериалы.
При необходимости оперативного реагирования на нарушения карантинного режима сотрудники ОВД должны своевременно сообщать о нарушениях в КЦ для проведения внеплановой проверки органами СЭС, одновременно обеспечивая фиксацию нарушений.
- В целях обеспечения контроля за своевременной передачей и приемом материалов об административных правонарушениях руководители СЭС и ОВД определяют ответственных лиц.
Глава 4. Порядок взаимодействия СЭС с мониторинговыми группами и волонтерами (общественный мониторинг)
- При выявлении фактов нарушений физическими и юридическими лицами ограничительных мероприятий, режима карантина и требований законодательства в части противоэпидемических мер мониторинговые группы, волонтеры (общественный мониторинг) в ходе проведения рейдовых мероприятий принимают меры по сбору достаточных данных (фото-, видеоматериалы), указывающие на признаки административного правонарушения для последующего его направления в органы СЭС в порядке статьи 802 КоАП. Рекомендуется во всех случаях обнаружения нарушений обеспечить сбор доказательств, свидетельствующих о совершении правонарушения.
- При поступлении материалов от МГ и ОМ по факту нарушения физическими и юридическими лицами ограничительных мероприятий, режима карантина и требований законодательства в части противоэпидемических мер, санитарно-дезинфекционного, карантинного режима, направленных в порядке статьи 802 КоАП, принимаются в производство для возбуждения дела об административном правонарушений по ст. 425 КоАП.
- В случае выявления нарушений требований санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий на объектах, функционирующих в период действия ограничительных мер и во время карантина, МГ направляет (материалы) согласно приказу Министра здравоохранения РК «О внесении дополнений в приказ Министра здравоохранения РК от 5 июля 2020 года № ҚР ДСМ-78/2020 «О некоторых вопросах организации и проведения санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий» от 10 октября 2020 года № ҚР ДСМ-123/2020 (далее — Приказ) в КЦ посредством мобильной связи, электронной почты в течение 1 часа с последующим представлением подтверждающих материалов в течение 2 часов.
- КЦ после получения информации (материалов) направляет информацию (экстренное извещение) посредством мобильной связи, электронной почты в течение 1 часа в СЭС согласно форме, утвержденной Приказом. Экстренное извещение оформляется только в отношении объектов, предусмотренных Перечнем эпидемически значимых объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, утвержденным Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-220/2020.
- После получения информации (экстренного извещения) СЭС осуществляют внеплановую проверку объектов без предварительного уведомления проверяемого субъекта. Регистрация акта о назначении проверки проводится в течение следующего рабочего дня в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам согласно пункту 6 статьи 144 Предпринимательского кодекса РК.
СЭС назначает и проводит внеплановые проверки в отношении внеплановых проверок некоторых объектов» от 3 ноября 2020 года № 696.
- В предписаниях об устранении выявленных нарушений, выносимыми должностными лицами СЭС в обязательном порядке указывать о необходимости соблюдения ограничительных мероприятий, в том числе карантина согласно постановлениям главных государственных санитарных врачей соответствующих административно-территориальных единиц (на транспорте) в части запрета проведения семейных, памятных, торжественных и других массовых мероприятий, особых условий предпринимательской и (или) иной деятельности и жизни населения (сокращение времени работы, заполняемости объектов), а также других мероприятий.
- СЭС необходимо информировать территориальных прокуроров о фактах систематического и злостного нарушения санитарных правил (неоднократно привлекались к административной ответственности по ч.1 ст.425 КоАП) со стороны субъектов.
- При наличии конкретных фактов причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, законным интересам физических и юридических лиц, государства, сопровождаемых систематическими нарушениями карантинных ограничений и требующих принятия оперативных мер, прокуратура рассматривает вопрос о поручении органам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведение соответствующих проверок (за исключением деятельности субъектов малого и микропредпринимательства).
- При неисполнении и ненадлежащем исполнении законных требований, выданных предписаний/постановлений и возбуждении дела по ч.3 ст.462 КоАП СЭС передает материалы в суд.
- За нарушения, выявленные на объекте, административная ответственность по части 1 статьи 425 КоАП наступает исключительно по нарушениям, предусмотренным проверочным листом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии со статьей 139 Предпринимательского кодекса РК в отношении объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору при введении ограничительных мероприятий, в том числе карантина и в связи с распространением инфекционных заболеваний (утвержден совместным приказом Министра здравоохранения от 5 июля 2020 года № ҚР ДСМ-77/2020 и Министра национальной экономики от 6 июля 2020 года № 52).
- Ответственность за исполнение данного алгоритма несут первые руководители МИО, органов внутренних дел и СЭС на соответствующей территории.
Глава 5. Порядок регистрации рейда мониторинговыми группами на электронной платформе InfoKazakhstan.
- Местный исполнительный орган соответствующей административно-территориальной единицы, определяет ответственное должностное лицо структурного подразделения, ответственного за деятельность МГ.
На данное должностное лицо возлагается обязанность по осуществлению предварительной регистрации мониторинга и результатов рейда на электронной платформе InfoKazakhstan.
- Ответственное должностное лицо, осуществляет следующие действия:
а) Предварительную регистрацию мониторинга путем заполнения соответствующих реквизитов в электронной платформе InfoKazakhstan с учетом имеющейся информации (сведения о проверяемом субъекте, сроки проведения рейда, основание мониторинга, иные сведения о возможных рисках нарушения карантинных мер).
б) Формирует электронный акт мониторинга, который должен содержать сгенерированный QR-код, используемый для проверки субъектом проверки достоверности проводимого мониторинга. Акт мониторинга предъявляется мониторинговой группой по требованию субъекта мониторинга.
в) По завершению мониторинга, в течение 24 часов, вносит информацию о его результатах в электронной платформе InfoKazakhstan, путем ввода соответствующих реквизитов.
г) После выполнения действий, предусмотренных пунктами 10 — 13 главы 4 ранее внесенная информация в электронной платформе InfoKazakhstan незамедлительно дополняется сведениями о принятых мерах, путем ввода сведений о направлении материалов или экстренного сообщения.
- При посещении объекта, члены МГ предоставляют распечатанный акт о назначении мониторинга либо демонстрируют его с экрана смартфона (планшета) субъекту мониторинга.
Субъекту мониторинга разъясняется возможность удостовериться о предварительной регистрации мониторинга на электронной платформе InfoKazakhstan по уникальному номеру акта о назначении мониторинга или QR-коду.
- На электронной платформе InfoKazakhstan формируются статистические сведения о деятельности МГ для анализа деятельности МГ, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и исключения фактов необоснованного неоднократного мониторинга в отношении субъектов предпринимательства.
Данные сведения формируются на ежедневной основе и доступны заинтересованным государственным органам и ведомствам, координирующим деятельность МГ, а также НПП «Атамекен», которой обеспечивается доступ к электронной платформе по заявкам местного исполнительного органа, соответствующей административно-территориальной единицы.